Ознакомительная версия. Доступно 1 страниц из 3
Кашеварова Ирина
Зимние каникулы лешачка Фролки
Зимнее солнце осторожно выглянуло из-за верхушки сосны, пытаясь разглядеть, что происходит в лесу. Не имея сил разбудить заснувшую землю, его лучи пробивались сквозь ветки и рисовали на снегу причудливые тени. Старый леший быстро шёл по притихшему зимнему лесу. Глубоко посаженные глаза были прищурены. А взгляд внимательно скользил по окрестностям, подмечая малейшие детали.
На вид неуклюжий, леший передвигался так, что ни одна ветка не шевелилась, когда он проходил мимо. Даже на снегу от его поступи не оставалось ни следа. Четыре руки с узловатыми пальцами напоминали ветки. Если леший остановится, вы не отличите его от огромного старого дерева, полностью поросшего мхом.
Но леший не останавливался. Большое у него хозяйство. На три дня пути Анисий – единственный хозяин леса. Последнюю неделю стоял крепкий мороз, и кому-нибудь наверняка нужна его помощь. Везде надо побывать, всех лесных обитателей навестить.
А ещё вчера сестра в гости приехала, племянника привезла. Когда по краю леса стали расти человеческие города, лешие ушли. Кто-то на север в тайгу отправился, а кто-то, наоборот, решил устроиться поближе к цивилизации. Вот и сестра перебралась с сыном в городской парк. Там и забот меньше и мальчишке веселее.
Много лет Анисий прожил в одиночестве. И так ему тоскливо стало, что пригласил сестру погостить хотя бы на пару недель. В новогодние праздники шумно у них в городе, а тут тишина и спокойствие. Да и Фролка, даром, что лешачок, а в настоящем лесу ни разу не был. И теперь постоянно отвлекал дядьку вопросами. Вот и сейчас, догоняя лешего широкими скачками, он отчаянно кричал:
– Дядька Анисий, дядька Анисий, глянь чуднó как.
Заяц, мирно грызущий горьковатую кору молодой осины, тревожно дёрнул длинными ушами и дал стрекоча. Леший обернулся и строго посмотрел на неугомонного племянника:
– И что же там такого чуднóго?
Маленький Фрол, едва доставал Анисию до пояса. Он был похож на молодое гибкое деревце. А на макушке топорщилось множество маленьких веточек, которые весной превращались в густую зелёную шевелюру.
– Там, под берёзой, целая куча шишек валяется, – лешачок возбуждённо махал в сторону странного дерева. – Разве на берёзах шишки растут?
– Ах, вот оно что, – усмехнулся Анисий. – Так это дятел постарался. Зимой, когда насекомых нет, он так питается. Дятел находит дерево с расщелиной и засовывает туда шишку. А потом начинает по ней долбить прямым крепким клювом. Чешуйки от ударов растопыриваются, и дятел своим длинным липким языком лакомится сладкими семенами. А шишку потом вниз кидает. Давно тут живёт, вот и накидал уже целую кучу.
Анисий подтолкнул Фролку вперёд и скомандовал: «не отставай». Лешачок послушно зашагал рядом с дядей. Дойдя до большой поляны, окружённой могучими дубами, Анисий неожиданно остановился и показал племяннику на утоптанный снег.
– Видишь следы? Это олени натоптали. Олени копытами разгребают мягкий снежный покров и питаются тем, что откопают. А на этой поляне много желудей, сухих дубовых веточек и листьев. Сытно им здесь. Но оленей оказалось так много, что они тут всё утоптали. И теперь им будет трудно пробить корку и добраться до еды.
Леший присел, вонзил в снег пальцы, сжал и резко выдернул, взрыхлив этот снег:
– Помогай.
Фролка с энтузиазмом начал рыхлить снег вслед за дядей. Это было весело и лешачок не заметил, как обработал почти всю поляну. На краю он наткнулся на большой сугроб. Фролка решил его разровнять. Но когда лешачок выдернул из сугроба кулаки, наружу посыпались сосновые иголки и прочий лесной мусор.
– Вот зачем ты муравейник разворошил? – раздался сзади недовольный голос подошедшего Анисия.
– Я не специально, – виновато ответил племянник. – У нас в парке нет таких больших муравейников.
– Давай мы его поправим, – леший быстро собрал кучу обратно и засыпал сверху снегом. – А то муравьи замёрзнут. К зиме эти удивительные насекомые начинают готовиться с середины лета. В самой глубине муравейника они строят большие помещения, где и проведут всю зиму. Каждый рабочий муравей старается принести туда как можно больше еды. А осенью, когда по ночам начнут замерзать лужи, муравьи загоняют в муравейник стада тли. Перед морозами жители закрывают все выходы и спускаются на нижний этаж в ожидании весны.
Притихший Фрол шёл за дядей и ругал себя. Вот как он мог перепутать муравейник с сугробом? Ну какой он после этого лешачок? Максимум, простой лесовичок, а точнее парковичок. Анисий заметил, что племянник загрустил:
– Не вешай нос, парень. Я тоже не сразу всем лесным премудростям научился. Давай мы лучше синичек покормим. Я тут семечки для них приготовил.
Анисий очистил от снега широкий пень и высыпал на него угощение. Лешие отошли подальше и стали наблюдать. Вскоре на край пня приземлилась небольшая птица с синей головой и белой грудкой. У неё был длинный хвост, короткие крылья и хохолок на затылке. Затем появилась вторя, и вскоре у пня собралась целая стая птиц.
– Какие же это синицы? – удивлённо спросил у дяди Фролка. – Синицы они покрупнее и грудка у них желтая.
– Это ваши городские – покрупнее. В парках обычно селятся большаки и лазоревки, – ответил леший. – А к нам на угощение прилетели гаички. Ещё в лесу обитают пухляки, хохлатые и длиннохвостые синицы.
Птицы тем временем склевали угощение и улетели. Лешие отправились дальше, дела сами не сделаются. А дядя тем временем продолжил рассказ:
– На зиму синицы прячут под корой деревьев засохших насекомых. Но если зима капризничает, холода сменяются теплом, а затем снова наступают холода, стволы деревьев покрываются коркой льда. И птицы уже не могут добраться до своих запасов. Поэтому так важно подкармливать синичек семечками и кусочками сала.
Сначала Фролка послушно следовал за дядей. Но, увидев под осиной большой сугроб, он залез на дерево, а затем спрыгнул в глубокий снег. Потом нашёл ещё один сугроб для прыжка. А вскоре в зарослях лешачок обнаружил целый сугробище. Он забрался повыше и сиганул вниз. На подлёте к цели неугомонного племянника перехватил Анисий.
– Что ж ты, пострелёнок, творишь? – сердито встряхнул озорника леший и поставил на ноги. – Ты зачем медведицу будишь?
– Медведицу? – удивился Фролка. – Я думал это просто сугроб такой большой.
– Неужели ты берлогу от сугроба отличить не можешь? – удивился дядя. – Посмотри внимательно. Видишь в снегу небольшое
Ознакомительная версия. Доступно 1 страниц из 3